КНИГА ДОБЛЕСТИ И ПАМЯТИ АДЖИМУШКАЙСКИХ И ДРУГИХ КАМЕНОЛОМЕН КЕРЧИ

Дорогие потомки погибших и пропавших без вести,
умерших от ран и замученных в фашистских концлагерях,
давайте вместе заполним таблицу и исправим ошибки,
чтобы ни один человек - участник обороны
г. Керчь мая 1942 года - не остался безымянным и забытым.
Наш долг перед героями - вспомнить всех поименно, восстановить
каждый день, каждый час Керченской трагедии.

С уважением, Можаров Владимир Николаевич,
e-mail: mozharov55@rambler.ru

Переписка, часть первая

  

Публикуются  письма,  которые  раскрывают  трагедию  Крымского  фронта

 

Текст  писем  публикуется  не  полностью  и  только  с  разрешения  автора  письма

         (из  текста   также  будут  исключены  фразы,  откровенно  восхваляющие  сайт) 

 

 

1.   2–7,  21, 23  ноября  2012  года 

         Красноармеец Трубавин Гордей Федорович,  Керчь 18 мая 1942 года
Добрый день! Я нашла своего дедушку по отцу в Цайтхайне, через 70 лет. Он есть в списках погибших, написала статью о нем, о его жизни. Но сейчас добираю еще небольшую часть материала. Из лагеря мне прислали анкету с фотографией и многими сведениями о дедушке. Моя мечта - разместить этот материал в Керченском музее, если это возможно! Когда он уходил, погибли все мужчины с его призыва, почти вся улица. У него осталось трое детей. Мой отец был самым младшим, он почти не помнил своего отца.
          Прочитайте  trubavin/trubavin.html   

 

          С уважением,  Алла Бурсина - Трубавина
 
 

         Доброй  ночи,  Алла!

        Ваш  дед,  Трубавин  Гордей  Федорович,  служил  в  пехоте.  В  361  стрелковом  полку  156  стрелковой  дивизии  он  был  на  должности  «повозочный».  В  современных  вооруженных  силах  стран  мира  такой  должности  нет.  В  штате  стрелковой  дивизии  в   мае  1942 года  на  довольствии  было  4798  лошадей,  а  автомашин – всего   471 ед.,  в  десять  раз  меньше!  На  повозках  перевозили  вооружение,  боеприпасы,  продовольствие,  фураж,  полевые  кухни  и  другое  военное  имущество.  Повозками  также  назывались  специальные  армейские  образцы  для  транспортировки   орудий.  Выражаясь  современным  языком,  повозочный  – это  водитель  автомобиля.

      Дед  попал  в  плен  с  большой  вероятностью  на  переправе  Ени-Кале  (село  Еникале  в  настоящее  время – район  города  Керчь).  С  18.05  до  утра  20.05.1942  Ени-Кале  –  основная  переправа  эвакуации,  а  также  последний  рубеж  обороны  Крымского  фронта.  Призвался  12.09.1941  Красноармейским  РВК  Краснодарского  края. Получить  информацию  об  уходе  на  фронт  можно  только  в  военкомате.

     Источники,  которыми  пользуюсь,  указаны  на  главной  странице  сайта  361SP.RU.

        

          С  уважением,  В. Н. Можаров

 

 

2.   2023  ноября  2012  года

          Уважаемый Владимир Николаевич! 

Мой дедушка - Ткачев Петр Григорьевич, 1902 г.р., уроженец д. Князевка Хотимского района Могилевской области, белорус, воевал в 361 стрелковом полку 156 стрелковой  дивизии, 51 армии, в должности замполита, возможно далее командир батальона, в звании капитана. Действительно 20.04.1943 он получил тяжелое ранение, но в плену не был. В РККА с 06.1941 года. Место призыва - Лунинецкий РВК Пинской области Белорусской ССР. С сентября 1941 по 20.04.1943 и в бою при прорыве сильно укрепленной обороны немцев на Тамском полуострове, при взятии станицы Киевской получил тяжелое ранение в левый плечевой сустав. Участвуя в боях лично уничтожил 19 немцев, за что Указом Президиума ВС СССР 06.11.1947 награжден орденом Красного знамени. Также он награжден орденом Красной звезды, орденами отечественной войны 1 и 2 степени, орденом Славы 3 степени, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу на Германией", "За освобождение Кавказа". и другими. Также он воевал в 675 стрелковом полку 389 стрелковой дивизии, 37 армии (Северо-Кавказский фронт), а также на 2 и 3 Украинских фронтах. Был военным комендантом в городах Румынии и Венгрии (г. Бутешти).  После войны, в 1945 году по ноябрь 1947 года работал в должности председателя Малоритского райисполкома. Погиб в ноябре 1947 года. Его именем в г. Малорита Брестской области названа улица. После схода селян в д. Ланская Олтушского сельского Совета Малоритского района, смертельно ранен бандитами. Похоронен на городском кладбище (военное захоронение) в г. Малорита Брестской области Республики Беларусь.

          Ткачев  Юрий

 

 

3.   35  декабря  2012   года

 

     Уважаемый Владимир Николаевич, я, Пискайкин Владимир Владимирович разыскиваю и занимаюсь судьбой деда своей супруги. По данным "Подвиг народа" он служил в транспортной роте 361 стрелкового полка. Но списков роты ПВО и транспортной роты на сайте 361 полка вообще нет. Рядовой Антонов Павел Антонович, 1892 года рождения. Не знаете почему этих списков нет вовсе. Такое впечатление, что этих двух подразделений не существовало.  Благодарю  за внимание  к  нашим  погибшим  героям!

 

          Добрый  вечер,  Владимир  Владимирович!

        Рота   ПВО   и   транспортная   рота   на   сайте   361sp.ru   есть!  (другие  подразделения  361  сп).  Но  строки  остались  незаполненными,   т. к.  пока  не  установлены  военнослужащие,  которые  проходили  службу  в  этих  подразделениях.  Очень  надеюсь,  что  с  помощью  Вас  и  других  потомков,  небезразличных  к  судьбе  своих  родственников,   погибших  на  полях  сражений  Великой  Отечественной  войны,  таблица  будет  заполнена.

     Дед  Вашей  супруги,  красноармеец   Антонов  Павел  Антонович,  1892  года рождения,  проходил    службу    в    транспортной    роте  361   стрелкового   полка   в сентябре – октябре 1941  года.  В  октябре  1941  года  он  погиб  (пропал  без  вести).      Сайт  361sp.ru  раскрывает  трагические  события  под  Керчью  в  мае  1942.

         Возможно,   в   книге   Батова  П. И.   «В   походах   и   боях»   Вы   найдете  некоторые  ответы  на  Ваши  вопросы.

 

           С  уважением,   В. Н. Можаров 

 

 

         Владимир  Николаевич,  еще  раз  примите  нашу  искреннюю  благодарность!  Вы пишете, что Павел Антонович пропал без вести, видимо у Вас есть источник  (документ)? Если Вас не затруднит выслать электронную копию этого документа, очень Вас просим. Благодарю Вас еще раз и жду ответа!

 

 

             Добрый  вечер,  Владимир  Владимирович!

        Вы   в   первом   письме   ссылаетесь  на  сайт   «Подвиг  народа».   Вероятно,  ошиблись,  сайт  называется  ОБД  «Мемориал»   obd-memorial.ru ,   уверен,  что  Вы  его  видели,  однако  расшифрую:

        6  сентября  1941 года   первое  боестолкновение  с  фашистами   в  районе  Перекопа; 

           к  исходу  дня  16  ноября  1941  года  последние  наши  части  покинули  Керчь  и   эвакуировались  на  Таманский  полуостров;

      Антонов   Павел   Антонович   призвался   04.09.1941   Джанкойским   райвоенкоматом;

           последнее  письмо  от  Антонова  П. А.  было   в  октябре  1941  года;

           из  части  домой  прислали  гражданскую  одежду.

         Из   перечисленного   выше   можно   сделать   вывод,   что  Антонов  Павел  Антонович  погиб  (пропал  без  вести)  на  Керченском  полуострове  в  период  с  1   октября  1941  года  до  16  ноября  1941  года.

         В  книге  Батова  П. И. «В  походах  и  боях»  подробно  по  дням  и  часам  расписаны  бои  за  Перекоп,  Ишуньские  позиции,  Керчь.  Есть  также  похожая  книга  Саркисьяна  С. М.   «51-я  армия».

          Письма  сохранились?  По  письмам  можно  довольно точно определить дату  выбытия  (погиб,  пропал  без  вести,  попал  в  плен). 

 

            С  уважением,  В. Н. Можаров

 

          Спасибо, Владимир Николаевич! Домны Андреевны давно нет в живых. Оба сына Павла Антоновича погибли. Последним погиб Сергей Павлович Антонов 19 мая 1944 года в боях за Севастополь. В живых мама моей жены Нина Павловна. Но она помнит все очень смутно. Ей 9 десяток. Похоже, что письма пропали, хотя еще моя супруга их помнит. Но все-равно спасибо! Конечно же, я нашел запрос Домны Андреевны о поиске мужа и старшего сына. К Сергею Павловичу мы с супругой съездим в этом году. Он похоронен в Мелитополе. Умер в 415  ЭГ после проникающего осколочного ранения в  бедро и брюшную полость от столбняка. Написано на интернациональном кладбище, но пока не удалось найти следов этого кладбища по интернету.


 

4.   8–11  декабря  2012  года

 

         Добрый день, Владимир Николаевич!

       Мы начали собирать информацию о дедушке, Дубинчике Лазаре Григорьевиче, пропавшем без вести в 1942 году.

          Скорее    всего    он     погиб    во   время    Керченской    операции,   так   как   в  донесении  о потерях указано, что он был зам. ком. 361 стрелкового полка 156 стрелковой дивизии. Приказ об исключении из списков от 13 июня 1942 г.

          Хотелось бы увидеть его имя в списках на вашем сайте

 

          С уважением, Анна и Владимир Дубинчики

 

 

           Добрый  вечер,  Анна и Владимир!

       Ваш  дед,  майор  Дубинчик  Лазарь  Григорьевич,  1904  г. р.,  с  большой вероятностью  погиб  (пропал без вести)  в  районе  реки  Маныч,  с  27.07.1942  до 02.08.1942.  Такой  вывод  можно  сделать,  изучая  и  анализируя  основные  «донесения безвозвратных  потерь»  по  361  стрелковому  полку  в  1942  году. Донесения  охватывают  два  периода:  c  10.05  до  20.05.1942  и  с  27.07  до 02.08.1942.  Более точную  информацию  по  боевому  пути 156  стрелковой  дивизии  по  второму  периоду, можете  получить  на  сайте  Дон  1942,  глава  4. Бои  на  донских  переправах:    don1942.narod.ruOboronaDona/4_1oborona.html

        Приказом  по  Северо-Кавказскому  фронту   №  033  от  13  июня  1942  года  он  был  назначен  заместителем  командира  361  стрелкового  полка,  т.е. это  произошло  уже  после  эвакуации  156  сд  с  Керченского  полуострова  на  Тамань,  в мае  1942  года.  

          В  1945  году   был   издан   приказ  Главного  управления  кадров  НКО  СССР 

по личному  составу  армии  «Об исключении из списков Красной Армии погибшего и  пропавшего  без  вести  офицерского  состава»  №  03182  от  16  ноября  1945  года. Этим  приказом  (страница  12,  пункт  73)  майора  Дубинчика  Лазаря Григорьевича исключают  из  списков  Красной  Армии.

          Какую   должность   занимал   Ваш   дед   ранее,  в  361 стрелковому  полку   или

156   стрелковой   дивизии,   а    возможно,   в   частях   Крымского   фронта,   пока   не установлено.  Поэтому  на  сайте  361sp.ru  он  был  определен  в  группу «Поименной список  безвозвратных  потерь  военнослужащих  361  сп,  участие  которых  в боевых действиях на  Керченском  полуострове  мая 1942 года  точно  не установлено  или возможно  участвовали,  и  остались  живы (когда   выбыли,  сведений   нет)».

         Сделайте  запросы:  

        в  Центральный  архив  МО  России,  по  адресу  142100,  Московская  область,  г.  Подольск,  ул.  Кирова,  дом  74  (нужно  для  Красного  Креста). 

Однако  запрос  в  ЦАМО  России  результатов  не  даст.  У  них  по  156  сд за  1942  год  сведений  не  имеется.

       в  Центральный  архив  ФСБ  России,  по  адресу  101000  г.   Москва,  ул.  Б.  Лубянка,  дом  2;

       в  Центр розыска  и  информации  Российского  Красного  Креста,  по  адресу  107031  г.  Москва,  ул.  Кузнецкий  мост,  дом  18/7,  чтобы  они  обратились  в  Международную  службу  розыска  в  Германии.  Возможно,  он  был  в  плену,  но  в  России  пока  таких  сведений  нет.  Обращаться  в  Красный  Крест  следует  только  после  получения  официального  ответа  от  ЦАМО  России.

        Бланки  запросов  можно  найти  на  официальных  сайтах  российских  архивов.

        Письма  сохранились? 

       

        С уважением,   В. Н. Можаров

 

        Добрый день,  Владимир.
        Спасибо  большое  за  ответ.
       Нет,  писем   не  сохранилось,   его   жена   и   дети  была   в   оккупации   в Белоруссии. Мы нашли данные, что в октябре 41 г. он был командиром батальона 248 стрелкового полка 31 стрелковой дивизии, был ранен. А это совсем другая армия. У нас получается пробел практически в полгода с октября 41 до июня 42. Данных, что он воевал в Крыму вообще нет.  Еще раз спасибо.